среда, 6 февраля 2013 г.

о. в. линдгольм

      Нью-Бедфорд, в настоящее время, величайший китоловный порт в мире, а Сан-Франциско начинает, в последнее время, соперничать с ним, имея 1-го января 1885 года 19 судов, занятых этим делом, при чем 6 из них паровых.

      Из всех английских городов, Дунди и Питергед, в позднейшее время, наиболее занимаются китобойным промыслом. За ними следует Гулль. Норвежцы также продолжают ловлю, но в меньших размерах и исключительно у своих берегов. Соединенные Штаты Северной Америки заслуживают особеннаго внимания, как нация, которая затмила все другия в этой отрасли национальной предприимчивости. Хотя жир и китовый ус упали в цене, вследствие большей дешевизны других продуктов, их заменяющих, и флоты китоловных судов были истреблены крейсерами южан во время последняго восстания, а затем 30 кораблей погибло в Арктическом океане в 1871 году, и 11-ть в 1876 г., - все-таки, к началу 1885 года, они еще имели флот в 133 судна, с водоизмещением 31.207 тонн, занятый китоловным промыслом.

      В настоящее время, американцы более всех других наций заняты китоловством. Колонии Новой Англии взялись за него в весьма отдаленное время, пользуясь сначала только лодками и действуя у своих берегов, которые, впрочем, были покинуты китами ранее середины XVIII-го столетия и, с того времени, корабли стали снаряжаться в северныя моря.

      В 1732 году Великобритания пыталась поощрять китовый промысел премиями в 30 шиллингов с тонны каждому кораблю в 200 тонн. В 1749 г. эта премия была повышена до 40 шилл.; затем снова понижена до 30 шиллингов в 1777 году и опять повышена до 40 шиллингов в 1781 году. Однако, корабли снаряжались скорее ради премии, чем для ловли китов и в продолжение пяти лет, следующих после понижения премии в 1777 году, число судов уменьшилось от 105 до 39. После 1781 г. оно быстро возросло и продолжало возрастать, хотя премия и была уменьшена. Последняя была окончательно прекращена в 1824 году. Однако, в 1815 году, когда английский промысел был на высшей степени своего процветания, занимались им только 164 судна. Между тем, голландский китовый промысел прекратился вследствие национальных бедствий и последствий французской революции. Британский китоловный промысел существует и теперь, хотя далеко не в тех размерах, в каких он существовал 50 лет назад. Французский промысел также упал. (С 1854 по 1858 год 4 больших французских судна били китов в Охотском море и Арктическом океане.)

      Норвежцы стали посылать суда на китовый промысел, к берегам Гренландии, в IX веке. Ранее они занимались им у своих берегов, и норманские поселенцы по Бискайскому заливу били китов, встречавшихся в этом заливе в значительном количестве до тех пор, пока, вследствие усердной охоты, киты стали столь редкими, что в XV-м веке промысел стал невыгодным и был брошен. В 1261 году был обложен десятиною ввоз в Байонну китовых языков, высоко ценившихся тогда, как лакомство. Французы, испанцы и фламандцы рано стали снаряжать суда для севернаго китоваго промысла. Англичане чрезвычайно деятельно принялись за него в конце XVI-го столетия; почти одновременно с голландцами, датчанами и гамбургскими моряками, «британская московская компания» получила королевскую хартию, которая давала ей монополию на китовый промысел у берегов Шпицбергена, на том основании, что он, будто бы, открыт сэром Гугом Виллоби, хотя, в действительности, его открыл голландский мореплаватель Барентц. Другия нации не были намерены признать притязяния англичан, и голландцы выслали сильный флот, который в 1618 году имел дело с кораблями «московской компании», при чем англичане были разбиты. Заливы и моря Шпицбергена были впоследствии разделены на рыболовныя станции, предоставленныя китоловам соперничавших наций. Шпицбергенский промысел был открыт для всех наций в 1642 году. Англичане, некоторое время, вели китовый промысел вяло и с несоответствующими средствами; голландцы же с большою энергиею и успехом. Во вторую половину XVII-го века голландцы снабжали жиром почти всю Европу. (В это время у голландцев была на Шпицбергене знаменитая колония Шмеренберг.) В 1680 году они обладали 260 кораблями с экипажем 14.000 человек, занимавшихся китовым промыслом; но, с этого времени, голландский промысел начал падать.

Исторический очерк китовых промыслов.

(Посвящается генерал-адьютанту Константину Николаевичу Посьету).

О. В. Линдгольм - Китовый промысел

Комментариев нет:

Отправить комментарий